Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Разновидности физкультурных уроков в детском саду
В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:
- традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
- танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
- самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
- сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
- игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
Повышение качества физического воспитания дошкольников посредством искусства художественного слова Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развитии у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение следующих целей: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, формирование основ здорового образа жизни. Мотивы выполнения физических упражнений детьми разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Если им интересно, то упражнения выполняются охотно и радостно, и польза от таких занятий намного выше. С целью повышения интереса и усиления мотивации детей к выполнению физических упражнений и обогащения двигательной деятельности на физкультурных занятиях используют художественное слово. Художественное слово – мощный методический приём, который применяется педагогами в процессе общения с детьми на занятиях и в режимных моментах. Используют возможности художественного слова и в физкультурнооздоровительной работе в детском саду. Дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию, желание выразить свои впечатления от художественного произведения в перевоплощении, в движении – замечательные свойства детей-дошкольников. Интересное содержание художественного произведения, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Подвижные игры и упражнения со словесным сопровождением: приучают ребёнка координировать движения и речь, выполнять упражнения с определённой амплитудой и скоростью, стимулируют речь, активизируют артикуляцию и силу голоса; движения со словами оказывают благоприятное воздействие на детскую нервную систему, активизируют работу большого числа крупных групп мышц, воспитывают выдержку, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения; ребенок преодолевает такие комплексы, как неуверенность, застенчивость, замкнутость. В игре он не боится выражать свои чувства, не стесняется импровизировать и достигает эмоционального раскрепощения через речь и движение. Для достижения цели поставлены следующие задачи: повышать интерес к физической культуре через использование стихов, сказок, рассказов и малых фольклорных форм; формировать физические качества и двигательные навыки и умения дошкольников, стимулируя эту деятельность художественным словом; воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом, а также к знакомству с литературными произведениями о спорте и здоровом образе жизни; знакомить детей с подвижными играми с использованием художественного слова, стимулируя их организацию по инициативе детей во время свободной деятельности. Художественное слово используют в нескольких вариантах: читают стихотворение, потешку, сказку, а дети имитируют движения героев произведения, подражая художественному образу; дети вместе с воспитателем или самостоятельно проговаривают слова знакомого стихотворения. Для этого подбираются несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение. Художественное слово используют в разных формах работы с детьми по физическому воспитанию. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Для поддержания интереса к утренней гимнастике иногда проводят её под стихотворный текст, используя потешки, песенки, прибаутки, музыку. Заканчивают гимнастику всегда «волшебными словами», которые являются своеобразными мантрами здоровья: «По утрам зарядку делай – будешь сильным, ловким, смелым!» «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!» «Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна – от лени и болезней спасает нас она!» «Пусть летят к нам в комнату все снежинки белые – не боимся холода: мы зарядку делаем!» и др. Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. Варианты применения художественного слова на занятиях. 1. Использование загадок или потешек при проведении физкультурных упражнений. Например, «Вот, ребята, вам загадки, покажите мне отгадки» – комплекс упражнений с использованием загадок. 2. Использование художественного образа, когда дети выполняют различные движения, подражая воображаемому образу. Детям младшего возраста необходим образец для подражания, и именно здесь они видят интересный и знакомый персонаж: юркий мышонок, гибкий котенок, зайка-попрыгайка и т.д. 3. Задействование на занятии сюжета знакомой или придуманной сказки. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. 4. Включение фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки) или авторского художественного произведения в познавательные занятия валеологического характера и на тему спорта, ГТО, например, «Рассказ о неизвестном герое» Маршака и др. Это оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. Художественное слово можно использовать как на протяжении всего занятия, так и в отдельной его части. Очень привлекательны для выполнения детьми физкультурные упражнения с предметами: мячами, палками, фитболами и др. Иногда сюжет занятия объединяют одним предметом: «Весёлый мяч», «Волшебный обруч», «Палочка-выручалочка», а иногда упражнения с предметами – часть занятия. Но почти всегда при выполнении детьми упражнений используют художественное слово. Оздоровительные гимнастики так же в основном построены на стихотворном материале. С целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой часто используют на спортивных развлечениях физкультурные сказки. Очень нравятся детям любого возраста путешествия по сказкам и литературным произведениям. Развлечение может быть построено: на сюжете одной сказки, литературного произведения. В детском саду проводили спортивные развлечения по мотивам сказок «Муха-Цокотуха», «Волшебник Изумрудного города», «Чиполлино», «Стрекоза и Муравей», «Буратино»; на встрече с героями из разных сказок, например, «По страницам любимых сказок» на протяжении всего занятия может присутствовать один сказочный герой, например, Буратино, Доктор Айболит. Ребенок верит в реальность вымысла и переносит себя в сюжет текста, придумывает собственные детали и эпизоды. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, сам как бы становится участником передаваемых событий, сочувствует добру, осуждает зло. Сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Для того чтобы провести такое развлечение, детей заранее знакомят со сказкой или литературным произведением. Дети «погружаются» в сказку, а затем перед ними ставится проблема – помочь сказочному герою. Для достижения цели им необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию. К праздникам дети учат стихи, песенки, что является дополнительной эмоциональной составляющей праздника. Включение художественного слова в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий: 1) детям должен быть хорошо знаком комплекс физических упражнений, который предлагается для выполнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры; 2) художественный материал (потешки, загадки, песенки, прибаутки, сказки, считалки, скороговорки, пляски, стихи) должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей; 3) для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократном повторении каждого движения; 4) движения должны быть выполнены четко, ритмично. Таким образом, широко используя художественное слово можно добиться от детей качественного выполнения движений, обогатить их словарный запас, развивать память, приобщить детей к русскому народному творчеству, привить любовь к физкультуре и спорту. Чем эмоциональнее, интереснее проходит образовательный процесс, тем выше результат.
Литература 1. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника. – М., 2001. – 173 с. 2. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Академия, 2000. – 218 с. 3. Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 21–28. 4. Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983. – 265 с. П